Субсидия в Украине — это выплаты гражданам, которые предоставляются за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти и других государств.
В этой статье речь пойдет о начислении субсидий по-новому и о том, как рассчитать субсидию в 2018 году.

С 1-го мая 2018 года в Украине вступили в силу новые правила, касающиеся начисления субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Как ни странно, но правительство пытается убедить нас в том, что нововведения были необходимой мерой “для урегулирования и подчистки адресности выдаваемых субсидий” и помогут предотвратить злоупотребление данными льготами.

Однако эксперты считают, что правительство как обычно “закручивает гайки” и пытается прикарманить как можно больше средств из государственной казны. В данной статье мы рассмотрим эти нововведения и разберемся, кому же теперь будет положена государственная помощь, а кто и вовсе лишится ее.

Кому положены субсидии в 2018 году?

Новые правила гласят, что государственную помощь по оплате коммуналки будут получать только действительно нуждающиеся в этом граждане, а именно: собственники квартир, площадь которых не превышает 120 квадратных метров, и домов с площадью до 200 квадратов. Также в категорию нуждающихся в субсидиях граждан попадают дома семейного типа и приемные семьи.

Если же семью имеет автомобиль, купленный ранее чем 5 лет назад — субсидия также предоставляться не будет.

Исключением из этих правил станут лишь автомобили, которые были предоставлены спецорганом.

Помимо этого, подавая заявление на субсидию вам необходимо будет указать свой точный доход от сдачи какого-либо имущества, особенно это касается квартир. Безработные граждане будут вынуждены встать на учет в центр занятости по своей прописке, иначе соцорганы автоматически припишут таким гражданам ежемесячный доход в сумме 5286 грн. Работающие же граждане будут обязаны предоставить справку о своих доходах.
Правила расчета субсидии
Ранее право на субсидию имели исключительно лица, зарегистрированные в жилье. Сегодня появилась возможность получить субсидию по официально оформленному договору аренды, в котором указывается, что обязанность оплачивать коммунальные услуги лежит на арендаторе. Иными словами, арендатор будет иметь право на субсидию не будучи зарегистрированным в данной квартире или доме.

При расчете субсидии учитывается:

  • количество проживающих лиц в жилье (дом, квартира);
  • совокупный доход всех проживающих в данном жилье за предыдущий год;
  • стоимость коммунальных услуг согласно текущим тарифам.

Расчет субсидии в Украине зависит от совокупного дохода всех лиц, проживающих и зарегистрированных в жилье. К доходам относят заработные платы, стипендии, пенсии, также доходы от сдачи в аренду недвижимости и другие виды доходов.

Важно обратить особое внимание на то, что к совокупному доходу не относятся следующие виды материальной помощи:

  • социальные выплаты от государства, получаемые на детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки;
  • единоразовые государственные пособия;
  • помощь внутренне перемещенным лицам из зоны АТО;
  • банковские депозиты.

 

 

Новые нормы социального потребления

Также стало известно, что с 1-го мая социальная норма на газовое отопление, по словам Кабинета министров, будет максимально приближена к реальным объемам потребления — это примерно 4,5 кубометра на 1 квадратный метр площади жилья, а электроотопление — 30 кВт в час на один квадратный метр.

По данным подсчетов Министерства соцполитики, субсидии нужно будет переоформить как минимум 20% гражданам. Большая часть граждан, которая за последние 5 лет не приобрела никаких предметов роскоши, или семьи, в которых нет работающих лиц, субсидия будет предоставлена автоматически, а это приблизительно 75–80% украинцев, ныне имеющих субсидии.

Минсоцполитики заявили — “Все граждане, нуждающиеся в государственной помощи, будут ее получать и дальше. Большинство украинцев получат субсидии на следующий отопительный сезон. Нововведения по отмене субсидий коснуться лишь тех, кто попадает под категории не нуждающихся в них”.

Сокращение объема субсидий

По данным статистики, объем субсидии в этом году существенно сократится — из-за роста пенсий, минимальной заработной платы и снижения социальных норм потребления. По сравнению с февралем 2017 года, в феврале 2018 средний размер субсидии был снижен почти на 1020 гривен. Это означает, что примерно 40% семей в этот отопительный сезон получат субсидии в еще меньшем размере, а таких семей на территории Украины около 6,5 миллионов.

Удивительным является тот факт, что долги по оплате отопления и горячей воды только растут. Ведь в феврале долгов за коммунальные услуги было значительно меньше, чем в марте, а виной всему как раз-таки повышение тарифов.

«Если говорить очень коротко, то закручиваются гайки. Введен ряд ограничений, которые не позволят людям получить или продолжить получение субсидии… Единственная цель правительства – это отсечь хоть какую-то часть субсидиантов.
Последние новации правительства по субсидии напоминают аргументацию Швондера: «У вас большая квартира, профессор!». Если более 120 метров, то субсидию давать не будем. А что делать «профессору», который остался один? Уплотняться, пускать квартирантов? А если дом 200 метров, то залить подвал бетоном, это — фундамент? А то, что в небольших городах рынок квартир отсутствует и даже поменять квартиру на меньшую — проблема, об этом «мудрецы соцзащиты» не знали?
О селе уже не вспоминаю… А если вдова с пенсией 1500 гривен получила в наследство авто, которому меньше 5 лет, то надо его продать? Тогда все равно не дадут субсидию — доход большой. Правительство сознательно загоняет народ в бедность», — подчеркнул эксперт Александр Сергиенко.

Чем дальше — тем хуже

Становится очевидно, что в связи с новыми правилами по начислению субсидий, немалая часть граждан, получающих государственную помощь — будет ее лишена. Однако трудно не заметить, что долги за коммунальные услуги стремительно растут, а с повышением тарифов — еще большее количество украинцев будет подавать заявление на получение субсидий, потому что гражданам попросту будет нечем платить за коммуналку.

Ни для кого не секрет, что каждый пункт новых законов нацелен исключительно против интересов граждан, и идет на пользу только госбюджету и энергомонополистам!

Все нововведения были придуманы лишь потому, что бюджет не потянул сумму, необходимую для выплаты субсидий.
В прошлом году затраты на субсидии составили 77 миллиардов гривен, вместо ожидаемых 63-х миллиардов. Дабы сократить сумму расходов на субсидии, государством и были придуманы эти новые “жесткие” правила для получения субсидий и полным абсурдом является то, что к получению субсидии приплетают другие материальные активы — автомобили и размеры площади квартир и домов.
Субсидия дается конкретно на оплату коммунальных услуг, и насчитываться должна только исходя из объема потребляемых энергоресурсов.

Монетизация субсидий

Национальный банк Украины считают, что начисление субсидий и повышение зарплат и пенсий, являются основной причиной дефицита денег в государственном бюджете в первом квартале — 20,6 млрд гривен, что в 2,5 раза выше показателя за первый квартал в 2017 году.

О явной недостаче средств в казне, по причине начисления субсидий, заявляют и украинские кредиторы. По их мнению, система субсидирования в Украине далека от совершенства и ее следует ужесточить в срочном порядке, чтобы госпомощь получали только те, кому действительно это необходимо, то есть самой бедной части населения.
И по их мнению, следующим шагом должна быть монетизация субсидий.

Монетизация будет состоять из нескольких этапов. Первый уже начался осенью 2017, когда гражданам выплачивали деньги за сэкономленные ресурсы. Как заявляет Кабинет министров — деньги были выплачены примерно 2 миллионам семей, по 700 гривен на каждого человека.

Минфин уже перечислил местным бюджетам 46,8 млрд гривен для начисления льгот и субсидий украинцам. В 2018 году на эти цели будет выделено около 71 миллиарда гривен.

Эксперты экономики совершенно не видят смысла в том, что граждане, получая средства из бюджета, обратно будут перечислять их в государственную казну, чтобы оплатить жилищно-коммунальные услуги. По их мнению, это может повлечь за собой новую волну коррупции…

Но время покажет, на чьей стороне правда.