Бизнес защищает свои интересы за рубежом.

Из всех видов адвокационной деятельности предпринимателей особого внимания заслуживает предпринимательский лоббизм, который имеет достаточно давнюю историю. Во все времена представители класса предпринимателей пытаются найти общий язык, наладить диалог с властью для поиска взаимовыгодного решения того или иного вопроса. Для этого использовались различные методы достижения необходимых действий по стороны власти, начиная от самых примитивных и уголовных и заканчивая изящными многоходовыми комбинациями.

Проблемы коррупции в Украине кроются именно в отсутствии «правил игры» в лоббировании бизнес-интересов. Обычно у нас прибегают к старым методам — ношению чемоданов с деньгами в кабинеты.

Цивилизованный диалог практически отсутствует. Как же к нему придти? Вопрос достаточно простой. Достаточно посмотреть на успешные примеры адвокационной деятельности предпринимателей в мире.

Закусочная адвокация

Одним из успешных примеров такой адвокации предпринимателей является скандал, развернувшийся в США вокруг сети закусочных Chick-fil-A, глава которой Дэн Кетти выступил против легализации однополых браков. Корпорация не проявляла особой активности в политическом процессе и не нанимала вашингтонских лоббистов. Но Майк Хакаби, участник республиканских праймериз в 2008 году, призвал всех противников однополых браков прийти в Chick-fil-A.

В результате этого хода национальные каналы США транслировали огромные очереди из консервативно настроенных людей, которые походом в эту сеть желали продемонстрировать свою точку зрения по данному вопросу.

 

Успешные кампании медиакорпораций и игорного бизнеса

Приведу в пример еще одну успешную бизнес-адвокацию. В 2004 году сеть казино Caesars Entertainment Operating Company, Inc. (Ранее Harrah’s Entertainment Operating Company, Inc.) основала общественную организацию «Победим вместе». Ее задачей было объединение своих работников и других лиц, заинтересованных в работе казино. Основная цель — добиваться от политиков нужных решений.

Еще один случай борьбы мобилизованных масс касается дела по закону о пиратстве в Интернете. Голливуд и телевизионные компании, как производители видеоконтента, продвигали этот закон в Конгрессе США и даже создали общественную организацию «Творческая Америка», которая имела целью объединить работников кино и телевидения.

В ответ Wikipedia Google мобилизовала миллионы свои пользователей, которые засыпали американских конгрессменов потоком писем и звонков с требованиями заблокировать данный законопроект. В результате законопроект о пиратстве не прошел голосования и не был принят.

Возможно ли подобное в Украине?

По моему мнению, такой метод воздействия на власть является намного более действенным, чем коррупционные схемы, чемоданы с деньгами и другие украинские реалии. Во-первых — это намного дешевле. Во-вторых, цивилизованный подход стимулирует общество на цивилизованное развитие взаимоотношений с властью. Показывая, что с властью можно и нужно вести диалог, и эта власть слышит и понимает требования общества.